Недавно случай позволил нам пообщаться с парой "фольксвагенов", прибывших в Москву из Мексики. Один из них - хорошо сохранившийся дедушка - представлял старое поколение машин, другой - внук - новейшее. Мы обратились к ним с просьбой рассказать о своей знаменитой семье.
"НЬЮ-БИТЛ":
А дед-то мой еще хоть куда! Почти все его ровесники уже упокоились - одни на свалке, другие в музеях. Моему же старикану все нипочем. И обаяния своего он ничуть не утратил. Только, пожалуй, теперь, к концу века, оно у него с легким привкусом ностальгии - даже мне заметно. Но это знатоки ценят - то зовут сниматься в кино, то позировать для журнала. Да что там, в любой автомобильной толпе дедушка сразу привлекает внимание. Сам не раз наблюдал - даже когда мы вместе, к нему льнут ничуть не меньше, чем ко мне. Эх, сохранить бы в его лета такую популярность... Впрочем, чтоб не сглазить, пока все о\'кей - в очереди стоят, чтобы познакомиться поближе.
Вот отец мой - "Гольф" никак не поймет, что же в нас с дедом такого (какой я скромный!). Ну папочка-то всегда был немного прямолинеен - отутюженный костюм с широкими задними стойками, имидж наставника в гольф-клубе. Кто сказал "зануда"? Вовсе нет, просто строгий и деловой. А сами подумайте, легко ли ему было? Особенно в юности: "Вот едет сын "Жука". - "Это вон тот, неказистый?" И потом поди оправдывайся, что Джуджаро его так нарисовал. Но об отце мы как-нибудь в другой раз поговорим.
О детстве своем и юности дед рассказывать не любит. Да, в общем-то, я знаю почему - как-то покопался в "Кто есть кто", заглянул в семейный архив... Там сохранились прелюбопытные снимки. Над колыбелью первого "Фольксвагена" склонились гений Порше и злодей Гитлер. А вот и он сам, на худеньких шестнадцатидюймовых колесах, но уже в пиджачке защитного цвета. А потом и вовсе в солдатской шинели, угловатой и убогой, с запасным колесом на передке и высокими форменными шинами в крупный рубчик. (В армии его звали "кюбель" - "корыто"). Кто мог тогда подумать, что совсем скоро он опять оденется "по-гражданке", а потом завоюет весь мир - без "тигров" и "фердинандов", без единого выстрела.
Как только удалось восстановить родовое гнездо в Вольфсбурге, дедушка нашел друзей и поклонников и пошел колесить по свету. Вот его встречают краны в каком-то американском порту. А тут - он сходит с конвейера в Бразилии. Или в Мексике? И белозубый негр-заправщик открывает лючок бензобака - где это? Может, Нигерия, а может, и ЮАР.
Шли годы, дед постепенно матерел - набирал объем и мощность двигателя, наращивал площадь остекления и размер задних фонарей. Но оставался все тем же узнаваемым, симпатичным и дружелюбным, почти лишенным амбиций и агрессии. Лет тридцать назад автомобильную моду понимали несколько иначе, чем теперь, но дедушка внимательно следил за ней, меняя форму передних крыльев едва ли не чаще, чем официальное название.
Забавно, но он так и не обзавелся собственным именем: ведь "Жук" - не более чем удачная кличка, которая на разных языках звучит по-разному: Beеtle, Bug, KКfer, Brouk... В паспорте же значится совершенно другое: сперва он носил имя KdF, затем индексы 1200, 1300, 1500, 1302, 1303... и, наконец, в Мексике живет под скромной фамилией "Седан".
"ЖУК":
Рождение внука - всегда огромная радость. Вот "Гольф" - старательный и примерный сын (потому и получил большинство моих заводов), но когда он появился в 1974-м, не скрою, я был разочарован. Ни "внешне", ни "внутри" на меня не похож! Внучок "Нью-Битл" - совсем другое дело. Вам кажется, что похожа лишь форма крыльев? Не буду спорить: и "переднеприводность", и большинство агрегатов у него папины - двигатель, подвески и даже передние сиденья. Однако есть и другое, почти мистическое сходство - шестнадцатидюймовые колеса, как у меня когда-то, только пошире; примерно те же 210 литров багажника; с точностью до миллиметра - высота салона в передней части (1260 мм). Или это нам, старикам, хочется искать свои черты в молодых родственниках? Впрочем, чем-то внук похож и на своего дядю, "Porsche 911".
Сложением внучок хорош - широкие мускулистые крылья, крутой капот... И все же что-то выдает, быть может, легкую юношескую нескладность - "циркульный" стык крыши и боковины, форма надоконного бруса. Да и дорожный просвет, как и у отца, весьма скромный (130 мм). Впрочем, не буду брюзжать.
Длиной мы с внуком почти одинаковы, а вот ширина у него намного (на 174 мм) больше. Акселерат! Увеличились дверные проемы, и теперь вы не зацепитесь головой за край крыши, легко проникнете назад. А еще разрослась... передняя панель. У меня она лишь едва намечена - доска и доска, а у внучка целое сооружение - ширина 770 мм! Кто с ним сравнится из легковых автомобилей (исключая мини-вэны)? И обзору мешает не она, а выпуклая (почти как у меня!) форма передка, так что на первых порах паркуйтесь поосторожней. Зато как приятно вам будет крутить пухленькую баранку руля с гидроусилителем, а в конце - дернуть толстенный рычаг стояночного тормоза - "возьмешь в руки - маешь вещь".
Тесное заднее сиденье, наверное, наша фамильная черта. Однако если у меня сзади вы с трудом пристроите свои колени, то у внука сможете порепетировать роль атлантов (или кариатид?), упираясь головой в покатую крышу. Если вы выше 160 см - не соглашайтесь ехать далеко на заднем сиденье. Ну, в уважающих себя машинах обычно больше двух человек и не ездит...
Внук мой, как вы знаете, родился в американском дизайн-центре "Фольксвагена". Потому, между прочим, и получил имя "Нью-Битл", а не "Нойер Кефер". Да и в конструкции заметен "американский акцент": автоматическая коробка передач, круиз-контроль, обилие электроприводов. Американцы любят комфорт! Только, пожалуй, короткоходная и чрезмерно жесткая подвеска мало соответствует традициям Нового Света. Замечая, как внучок нервно подпрыгивает на мелких неровностях дороги, я думаю - эх, помягче бы ему обувку. Правда, он возражает: зато легко пройду любой напряженный поворот. Но не все ведь водители-гонщики. Кому-то (многим!) плавность хода куда важнее.
Даже я, несмотря на возраст и намного меньшую массу, бегаю куда более плавно. И движок мне больше свой нравится. А то - вроде два литра, а кажется, будто "кубиков" на 400 меньше. Придушили его, надо думать, "зеленые" - им экологическую чистоту подавай. Мало того, "Нью-Битл" и сам сторонник здорового образа жизни: ни прикуривателя, ни пепельницы он вам не подаст. Отучайтесь от вредных привычек!
Чему я завидую - нет, не молодости внука. Завидую его оснащению. В наше время таких чудес не было - подушек безопасности, электрокорректора фар. Да что там, даже усилитель тормозов не полагался...
Надеюсь, у внука еще все впереди. Научится экономить с турбодизелем, а там папа ему мотор VR6 подарит. Так что, бегать ему и бегать. По секрету скажу: даже президент США Клинтон своей дочке "Нью-Битл" на день рождения купил...
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобилей "ЖУК"
Общие данные: число мест - 4; снаряженная масса - 650-890 кг; полная масса - 1100-1290 кг; максимальная скорость - 115-145 км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 18,5-28 с; средний условный расход топлива - 9-11 л/100 км; запас топлива - 39-42 л; топливо - бензин А-76-АИ-92. Размеры, мм: длина - 3990-4200; ширина - 1500-1585; высота - 1500; база - 2400; колея спереди/сзади - 1290/1250-1394/1349; дорожный просвет - 220-160; объем багажника - 210-400 л; радиус поворота - 5,5-4,8 м. Двигатель: карбюраторный, четырехцилиндровый, оппозитный, расположен сзади продольно; рабочий объем - 985-1584 смз; мощность - 24-50 л.с. Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач - четырехступенчатая механическая (трехступенчатая автоматическая). Подвеска: спереди - независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах или "Мак-Ферсон", со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади - независимая торсионная, с упругим продольным рычагом или на треугольных рычагах. Тормоза: гидравлические (до 1953 г. - механические); передние - дисковые или барабанные, задние - барабанные. Рулевое управление: с глобоидальным роликом или (1303) реечное. Размер шин: 4,5/16-155/15.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля "НЬЮ-БИТЛ"
Общие данные: число мест - 4; снаряженная масса - 1155 кг; полная масса - 1680 кг; максимальная скорость - 175 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11,0 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,0; 11,5 л/100 км (мех. КП); запас топлива - 55 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. Размеры, мм: длина - 4092; ширина - 1724; высота - 1511; база - 2512; колея спереди/сзади - 1515/1494; дорожный просвет - 130; объем багажника - 210 л; радиус поворота - 5,4 м. Двигатель: четырехцилиндровый рядный, с распределенным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1984 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,5х92,8 мм; степень сжатия - 10,0; мощность - 85 кВт/116 л. с. при 5200 об/мин; максимальный крутящий момент - 165 Н.м при 2600 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - четырехступенчатая автоматическая; передаточные числа: I - 2,71; II - 1,44; III - 1,00; IV - 0,74; з. х. - 2,88; главная передача - 4,53. Подвеска: спереди - независимая, типа "Мак-Ферсон" со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади - полунезависимая с продольными рычагами, связанными упругой поперечной балкой. Тормоза: гидравлические дисковые с вакуумным усилителем и АБС, спереди вентилируемые. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 205/55R16.
РЕЗЮМЕ "НЬЮ-БИТЛ". Если учесть, что в России "Нью-Битл" - "Новый Жук" предлагают за $ 30 тыс., он станет, скорее всего, стильной и яркой, но абсолютно непрактичной игрушкой для "нью рашнз" - "новых русских".
РЕЗЮМЕ "ЖУК". Автомобиль подойдет оригиналам, которые никуда не торопятся, или как "вторая машина" для нечастых выездов на встречи любителей "жуков" и парады старины.
Автор: Юрий Нечетов