Жесткокрылые

Рассказать друзьям:

Идею простого, прочного, надежного – «народного» – автомобиля Фердинанд Порше вынашивал много лет. Однажды, сидя в баре с приятелем, он нарисовал на салфетке свою мечту. Приятелем был не кто иной, как Адольф Гитлер. И, будучи неплохим художником, он внес в эскиз некоторые изменения. Совсем недавно этот клочок бумаги ушел с аукциона за хорошие деньги...

Придуманный Порше автомобиль имел расположенный за задней осью простой четырехцилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения, коробку передач в базе, компактную независимую торсионную подвеску всех колес и необычный обтекаемый полукруглый кузов, напоминавший, с какой стороны ни глянь, жука. Следствием этого внешнего сходства стало родившееся позже известное неформальное название – во всех языках.

Жесткокрылые

Проект массовой машины как нельзя лучше вписывался в программу строительства сети автомобильных дорог, и транспортное министерство поручило Порше наладить производство. В связи с этим было организовано общество с ограниченной ответственностью Volkswagen (народный автомобиль).

Германия готовилась к войне, и под видом налаживания производства «народного автомобиля» была провернута колоссальная афера – с желавших иметь личные авто собрали деньги на постройку завода, обеспечившего впоследствии германскую армию штабными машинами и амфибиями на агрегатах Beetle. Впрочем, какое-то количество «Жуков» было выпущено-таки в 1936 году – но крайне незначительное.

ЖесткокрылыеПосле войны производство достигло настоящего размаха. Автомобиль выпускался не только в Германии, но и в Бразилии, Мексике и Южной Африке, оставив далеко позади по объему продаж даже Ford T.

С немецкого конвейера последний «Жук» сошел еще в 1976 г., уступив место модели Golf, но очень многие до сих пор не желают расставаться со своими любимцами, объединяются в клубы, проводят совместные выезды... Им был сделан «подарок» – New Beetle, который концерн Volkswagen показал в Детройте в начале этого года.

Римейк часто оказывается хуже оригинала. Опасаясь в глубине души, что так может получиться и с New Beetle, мы все же подобрали в пару к нему старый «Жук» – немецкий, последнего, 1976-го, года выпуска. Мы понимали, что общего между машинами будет очень мало. И ошиблись: общего не оказалось вообще ничего.

Новая модель отнюдь не является повторением или вариациями на тему прежнего бестселлера. Взяв за основу обводы старого «Жука», конструкторы упрятали под сконструированную заново оболочку современные агрегаты.

Облик New Beetle забавен и задорен. Серьезности в нем – ни капли! Пропорциями это чудо похоже на свой «первоисточник». Не хватает милых мелочей – при внешнем осмотре глазу не за что зацепиться: все «лишнее» (как то бамперы, молдинги, блестящие хромированные детали) отсутствует, а остальное – полностью зализано. Красиво, стильно, но если старый «Жук» – это «живой жук», то новый – лишь «игрушечный». Это не хорошо и не плохо – просто иначе. Сейчас не те времена – не те и автомобили...

ЖесткокрылыеМашина почти одинакова спереди и сзади – если бы не большие красные фонари, то, глядя со стороны, движение задним ходом можно было бы принять за движение вперед. Площадь остекления гораздо больше, чем у старого «Жука», стекла выпуклые и повторяют форму кузова. Между старомодно выступающими задним и передним крыльями проходит выпуклый порожек. В качестве ступеньки он не пригоден, зато хорошо защищает от дорожной грязи.

Если смотреть на автомобиль сбоку, понимаешь, что основным (а может, и единственным) инструментом дизайнера в данном случае являлся циркуль, с помощью которого были прорисованы и крыша, и крылья.

На месте отсутствующего переднего бампера хорошо видна щель воздухозаборника, говорящая о переднемоторной компоновке, а когда на травке машина пробуксовывает передними колесами, окончательно понимаешь, что со старым «Жуком» ее не роднит ничего. В основе New Beetle – платформа VW Golf IV. Естественно – мотор переместился вперед, а ведущими колесами стали передние. Использование готовой платформы позволило удешевить производство, но ее «впихивание» в габариты старого кузова даром не прошло.

Старый «Жук» был известен тем, что его горбатая крышка багажника сильно мешала водителю чувствовать передние габариты. Так вот, в новом автомобиле с этим – еще хуже. Казалось бы, какая разница – мотор спереди или багажник? Но у водителя старого «Жука» ноги доставали почти до переднего моста. А теперь сиденье водителя пришлось сильно сдвинуть назад. И, следовательно, приблизить к нему приборы. Из-за огромного расстояния между приборной доской и лобовым стеклом глубина верхней части торпедо получилась неимоверно большой – больше, чем в ином мини-вэне. Добавьте к этому довольно широкие передние стойки – и вы получите представление об обзоре. Особенно неудобно в левых поворотах. А если водитель невысок, то все, что он видит – это плоскость торпедо величиной с небольшой аэродром и уходящую к горизонту дорогу...

Зато салон – выше всяких похвал. Мы и не подозревали, что в таком маленьком внешне автомобиле может быть столь светло и просторно. Профилированные, довольно жесткие и с хорошей боковой поддержкой, обшитые ворсистой тканью, передние сиденья, помимо обычных регулировок, могут двигаться вверх-вниз. Диапазон продольной регулировки таков, что в крайнем заднем положении кресла иной водитель и до педалей не дотянется. Места над головой столько, что не только шляпу – цилиндр можно не снимать.

Попасть на заднее сиденье можно, откинув спинку переднего и, при необходимости, сдвинув его вперед. Места над головой и вообще простора тут, конечно, не так много, как спереди. У высоких пассажиров голова будет упираться в потолок – уж слишком круто спадает линия крыши. Но в целом – терпимо. Сиденья несколько проще, чем передние, их спинки откидываются вперед, увеличивая размеры и без того немаленького багажного отсека. Правда, чтобы их сложить, придется снять подголовники и сдвинуть передние кресла чуть вперед.

ЖесткокрылыеРулевое колесо выдержано в «игрушечном» стиле – черного цвета, оно имеет три широкие алюминиевые спицы. Его положение можно подогнать под любого водителя – благодаря регулировкам колонки по длине и углу наклона. Хват надежный и удобный. В руле – подушка безопасности. В салоне есть еще три подушки – во внешних боковинах сидений и перед пассажиром.

Стилистика стрелочных приборов напоминает о знаменитом предке. Но их подсветка вполне (если не сказать чрезмерно) современна: шкалы – ярко-синие, стрелки – красные. На центральной консоли, под кондиционером – рычаг автоматической коробки и три подстаканника (для задних пассажиров – всего один). Регулировки зеркал и стеклоподъемники – электрические, с управлением на дверях. Больше всего мне, некурящему, понравилось отсутствие прикуривателей и пепельниц – это, видимо, эхо американской борьбы с курением. Милая деталь, перешедшая со старого «Жука» – крохотная вазочка для цветочка правее руля, только не ищите ее на снимках – она еще до нас кому-то приглянулась...

Памятуя, что печка старого «Жука» никогда толком «не тянула», включили обогрев – как с этим здесь? Конечно, сейчас лето, но задние пассажиры взвыли почти мгновенно. И так же быстро успокоились, когда был приведен в действие кондиционер – система вентиляции салона выполнена на славу.

Теперь – главное. То, что это существо умеет ездить, мы уже видели, и, понятно, здесь между ним и Golf – не такая уж большая разница, а все равно интересно!

Мотор почти не слышен, так – легкое жужжание, не то, что в старом добром «Жуке». Коробка-автомат передачи перебирает практически незаметно. Благодаря двум литрам объема бензинового, с впрыском, 115-сильного двигателя машина субъективно кажется очень шустрой. По «паспорту» разгон до сотни занимает менее 11 секунд.

ЖесткокрылыеЭкономным и тем, кому любо звучание мотора первого «Жука», предлагается 1,9 л 90-сильный турбодизель, но громыхает он все-таки не столь сильно. Через некоторое время в гамме появится турбированный 1,8 л (150 л.с.) 20-клапанный двигатель – с ним машина будет разгоняться до сотни за 7 сек. В будущем, вроде бы, обещают даже 200-сильный VR6.

На дороге машина – как и ожидалось – ведет себя как обычный Golf, так же цепко держится за асфальт, так же уверенно проходит повороты. Подвеска оказалась довольно жесткой, во всяком случае более тряской, чем у первого «Жука». Конечно, корректнее было бы сравнение с новым автомобилем, да где же его возьмешь – новый старый «Жук»?

Торможение уверенное, дисковые тормоза на всех колесах, хорошо видные сквозь спицы нарядных литых дисков, «хватают» даже чуть резче, чем хотелось бы. Есть и АБС. Тормозную педаль, между прочим, не мешало бы сдвинуть левее...

По большому счету, несмотря на столь же высокие, как и у Golf IV, ходовые качества, новый «Жук» – аппарат не для повседневной эксплуатации. Этот автомобиль хорош в качестве второго, третьего и т.д. в семье, потому как для перевозки, к примеру, барахла на дачу не годится.

Конечно, второй и третий автомобиль в семье – это пока не для нас, во всяком случае, не для всех нас. Но ведь и машину эту не для России делали. Как бы ни была она хороша, всеобщей ностальгической любви к старому «Жуку», которой и объясняется бешеный спрос на New Beetle в США, в нашей стране не наблюдается. Тем не менее, соответствующие романтически настроенные граждане есть и здесь – уж они-то не купить себе такого «Жука» точно не смогут.

«Мотор» предупреждает: будьте внимательны – новый «Жук» является источником повышенной опасности. Каждый выезд на нем будет провоцировать аварийные ситуации – водители встречных и попутных машин при виде «Жука» впиваются в него взглядами и расплываются в улыбках, полностью забывая о дороге.

АМЕРИКАНСКИЙ ВИД

ЖесткокрылыеБесспорно, «Жук» был очень необычным автомобилем – и по истории создания, и по внешнему виду, и по конструкции, и... по цене. Именно доступная цена в сочетании с надежностью и неприхотливостью определяла в послевоенные годы его успех в нижнем секторе автомобильного рынка многих стран – от европейских до латиноамериканских и африканских. Как только появились конкуренты от других производителей – технически более совершенные, комфортабельные и тоже доступные по цене, – популярность модели 30-х годов у практичных (в первую очередь, европейских) покупателей стала падать...

У американцев же все было по-другому. Первое время после появления «Жука» в продаже в США на него вообще не обращали внимания. В 1949 г. продали 2 автомобиля, в 1950 г. – 328. Тогда «Жук» стоил $800...

Ситуация начала кардинально меняться к концу 50-х. И дело тут не в энергетических кризисах. Набрало силу движение хиппи, они же «дети-цветы». Для них «Жук» стал символом, не менее значимым, чем пацифистский значок с изображением птичьей лапки. Достаточно было взглянуть на разрисованный цветами автомобиль, и становилось ясно, кто его владелец и что он думает об окружающем его мире. Немаловажно, конечно, и то, что в 60-е годы «Жук» стоил всего около $2000. Недурно – и социальный протест выразил, и транспортное средство имеешь, пусть и плохонькое...

В 1959 г. продали 97.000 «Жуков». Пик пришелся на 60-70-е гг. – это период расцвета движения. Рекорд же продаж – без малого полмиллиона машин – относится к 1968 г.

Хиппи повзрослели, образумились, обзавелись детьми, и все потихоньку пошло на спад. Одновременно на американском рынке слабели позиции «Жука» и в целом концерна Volkswagen ...

ЖесткокрылыеНынешний «Жук» – довольно грамотная попытка Volkswagen восстановить свое положение в США. Можно предположить, что немцы рассуждали примерно так. В прошлом году Volkswagen продал в США всего 138.000 машин. Это, конечно, больше, чем 49.000 в 1993 г., но для самого массового европейского производителя – неприлично мало. Но кто из американцев будет покупать Golf IV? Никто. А вот если на него натянуть панцирь «Жука», то сразу выстроится очередь из «заслуженных хиппи», которым сегодня далеко за сорок – новая машина будет навевать им ностальгические воспоминания.

В очередь встанут и люди помоложе – у них «Жук» с цветами и птичьими лапками не ассоциируется, но «такая машина была у папы и мамы». Да и зачали их, скорее всего, в ней – на заднем сиденье. К тому же внешний облик нового автомобиля гарантированно привлекает внимание к владельцу, а для нынешнего американского покупателя это становится все более важным.

Вот и потянутся люди в салоны дилеров Volkswagen. А там и другие модели стоят. Глядишь, публика и их не обойдет вниманием...

Рассуждали ли так немцы на самом деле – мы не знаем. Но то, что новый «Жук» делали именно для американского рынка – это точно. Собирают автомобиль «по соседству», в Мексике. Для США предназначены и 50.000 автомобилей первого полного года выпуска (со временем мощность производства будет увеличена до 120.000-160.000 машин в год). Для сравнения: квота Великобритании на 1998 г. – 5000 машин, Голландии – 2000. А официальная европейская премьера запланирована аж на октябрь, когда откроется Парижский салон.

На первое время сбыт автомобилю гарантирован – к дилерам стоят длинные очереди, клиенты «пишутся», как когда-то у нас – желающие заполучить вожделенный дефицит, и готовы переплачивать за «Жука» любые деньги. Но вот надолго ли хватит ностальгии? Ретро – товар, в общем-то, штучный. Хотя если старый «Жук» – это черно-белый телевизор, то новый – это телевизор цветной, широкоформатный, только в корпусе «под старину».

Автор: Алексей Стрелков, Михаил Васильев

Источник: МОТОР
  • Тест-драйв Volkswagen Beetle: Лучший друг Лучший друг

    Этот очаровательный автомобиль просто обязан стать самым лучшим другом девушек. После бриллиантов, разумеется. Он был тесным. Он был шумным. Он не был комфортабельным. Но классический "Фольксваген-Жук", он же & ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Volkswagen Beetle: Назад в будущее Назад в будущее

    Актуальный во все времена вопрос повышения продаж автомобильные производители нынче решают за счет… ностальгии. Ностальгии потенциальных покупателей за славными минувшими временами, известными по кинофильмам, музыке и кн ...
    Тест-драйв

  • Тест-драйв Volkswagen Beetle: Жук и внук Жук и внук

    Недавно случай позволил нам пообщаться с парой "фольксвагенов", прибывших в Москву из Мексики. Один из них - хорошо сохранившийся дедушка - представлял старое поколение машин, другой - внук - новейшее. Мы обрат ...
    За рулем